Подземный транспорт предназначен для транспортирования угля и породы из очистных и подготовительных забоев до околоствольного двора, материалов и оборудования от околоствольного двора до очистных (подготовительных) забоев и в обратном направлении, людей к месту работы и обратно, закладочных материалов.
Подземный транспорт подразделяется на основной ( конвейерный, локомотивный, частично канатный и на гидрошахтах - гидравлический) и вспомогательный (рельсовый, монорельсовый, канатный, самоходные вагонетки).
При выборе транспортных средств необходимо учитывать экономичность и прогрессивность средств транспорта, обеспечивающих необходимую пропускную способность, максимальное сохранение качества угля и безопасные условия труда обслуживающего персонала, однотипность или минимально возможное число применяемых типов транспорта с целью облегчения их эксплуатации и ремонта, высокую надежность транспортных средств.
Выбор типа транспорта зависит от протяженности, площади сечения, углов наклона и искривленности горных выработок, характеристики грузопотоков, систем разработки и подготовки шахтных полей.
Конвейерный транспорт является наиболее прогрессивным. Его достоинства: высокие производительность и надежность работы, способность транспортирования груза по горизонтальным и наклонным выработкам, возможность работы в автоматическом режиме, относительно низкие трудоемкость обслуживания и уровень травматизма.
Недостатки: малая технологическая гибкость, необходимость второй транспортной системы для доставки вспомогательных материалов, оборудования и людей, высокие удельные капитальные затраты и эксплуатационные расходы, измельчение транспортируемого угля, особенно в местах перегруза.
Ленточные конвейеры разделяются:
• по основному назначению - на грузовые и грузопассажирские, пассажирские;
• по конструктивному исполнению - на стационарные и полустационарные;
• по области применения - на горизонтальные, наклонные, бремсберговые.
Ленточные конвейеры предназначены для применения в следующих выработках:
• горизонтальных и слабонаклонных, с углом наклона от +6 до+18°;
• уклонов и наклонных стволов с углом наклона от 18 до 25-35°;
• бремсбергов с углом наклона от минус 3 до минус 16°;
• бремсбергов с углом наклона от минус 16 до минус 25°.
Конвейеры должны эксплуатироваться в тех условиях, для которых они предназначены.
Установка конвейеров, предназначенных для работы в горизонтальных и слабонаклонных выработках, на бремсбергах с углом наклона свыше минус 3° и на уклонах с углом наклона свыше + 6°, не допускается.