ya-shahtar.ru

Я шахтер

Инструктаж - пятница

ПЯТНИЦА

- инструктаж рабочих по безопасности работ в электроустановках, при эксплуатации машин, механизмов и транспортных средств.

Исполнитель:

ИТР участка

Контроль:

нач. смены производственной службы, нач. смены службы охраны труда, пом. нач. участка ВТБ, дежурный механик.

п.5.1.1. Применяемые в шахтах электрооборудование (кабели) и системы электроснабжения в процессе эксплу­атации должны обеспечивать электробезопасность работ­ников шахты, а также взрыво - и пожаробезопасность.

п.5.1.5. Защита людей от поражения электрическим током должна осуществляться применением защитного заземления, а в подземных электроустановках - также и аппаратов защиты от утечек тока с автоматическим от­ключением поврежденной сети. Временно до освоения про­мышленностью выпуска аппаратов защиты от утечек тока для сетей напряжением свыше 1200В во взрывобезопасном исполнении допускается применение защиты от одно­фазных замыканий на землю.

* Общее врем отключения поврежденной сети напряжением 380, 660В и контактных сетей не должно превы­шать 0,2 с, а напряжением 1140В - 0,12 с. Для сетей напряжением 127 и 220 В, а также зарядных сетей врем  срабатывания аппаратов защиты от утечек тока устанавливается испытательной организацией (МакНИИ).

1. Общее положение

1. Заземление в шахтах осуществляется с помощью специальных заземляющих устройств, состоящих из заземлителя и заземляющих проводников.

2. Главные заземлители с помощью стальной полосы (троса) сечением не менее 100 мм соединяются с заземляющим контуром (сборными заземляющими шинами) око­лоствольных электромашинных камер и центральной под­земной подстанции. Заземляющий контур выполняется из стальной полосы сечением не менее 100 мм2.

3. Местные заземлители должны устраиваться в следу­ющих пунктах:

а) в каждой распределительной или трансформаторной подстанции, а также в каждой электромашинной камере, за исключением центральной подземной подстанции и околоствольных электромашинных камер, заземляющие кон­туры которых соединены с главными заземлителями заземляющими проводниками;

б) у каждого стационарного или передвижного пункта распределения кроме распределительных пунктов, установ­ленных на платформах, ежесуточно перемещающихся по рельсам;

в) у каждого индивидуального установленного выключателя или распределительного устройства;

г) у каждой кабельной муфты. Заземлители на муфтах могут отсутствовать, если их устройство затруднено (отсут­ствие сточной канавы, удаленность источников электроснабжения, крепкие породы, отсутствие металлокрепи); зазем­ление муфт должно производиться в соответствии с п. 31. Допускается для сети стационарного освещения устраивать местное заземление не для каждой муфты или светильни­ка, а через каждые 100 м кабельной сети;

д) у отдельно установленных машин.

4. При установке одного заземлителя на группу зазем­ленных объектов должны применяться сборные заземляющие проводники (шины), выполняемые из стали или меди с минимальным сечением соответственно 50 или 25 мм2.

Эти сборные шины подсоединяются к местному заземлителю с помощью полосы (троса). Требования к материалу и сечению полосы те же, что и к сборным шинам.

5. Каждый подлежащий заземлению объект должен присоединяться к сборным заземляющим проводникам (ши­нам) или заземлителю при помощи отдельного ответвле­ния из стали сечением не менее 50 мм2 или из меди сече­нием не менее 25 мм2. Для устройств связи допускается присоединение аппаратуры к заземлителям стальным или медным проводом сечением соответственно не менее 12 и 6 мм2. При применении кабелей с заземляющими жилами, не­прерывна цепь создается путем соединения заземляющих жил. Если эти кабели имеют металлические оболочки и броню, то и в этом случае наличие перемычек обязательно.

Заземление передвижного и переносного  электрооборудования, трубопроводов,

заземление передвижного и переносного электрооборудования дол­жно осуществляться путем соединения его корпусов с общешахтной, сетью заземления посредством заземляющих жил кабелей, присоеди­ненных внутренним заземляющим зажимом кабельных вводов электрооборудования. Для заземления механических трубопроводов должны ипользоваться местные заземлители электроустройства. Заземле­ния металлических вентиляционных труб и трубопроводов сжатого воздуха в выработках, где не применяется электроэнергия, осуществляется в начале и в конце воздухопровода с помощью мес­тных заземлителей. Заземление металлических деталей вентиляцион­ных труб осуществляется заземленным тросом или проводом с обоих концов диаметром не менее 5 мм.

 

Ежесменный и еженедельный осмотры рудничного взрывобезопасного оборудования.

· Ежесменный осмотр должен производиться в начале каждой смены лицами, работающими на машинах и ме­ханизмах, а также дежурными электрослесарями на обо­рудовании, за ними закрепленном.

· Еженедельный осмотр производится механиком участ­ка или лицом, его замещающим.

· Ежесменный и еженедельный осмотры производятся без вскрытия электрооборудования, если не установлено нару­шений, для устранения которых требуется проведение ревизии, или если вскрытие не предусмотрено эксплуата­ционной документацией.

Порядок осмотра

1. Осмотреть место установки электрооборудования. Электрооборудование не должно находиться в местах, где возможно обрушение кровли и его повреждение транспор­том, и должно быть защищено от попадания на него воды.

Электрооборудование должно быть в собранном уком­плектованном состоянии в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

2. Очистить наружные поверхности машин и аппара­тов от угольной пыли, древесных стружек, обтирочного и другого горючего материала.

3. Проверить состояние оболочки. Оболочка не должна иметь трещин, отверстий, прожогов, неисправных защит­ных стекол и других повреждений.

При осмотре электродвигателей проверить состояние вентиляторов наружного обдува, их кожухов и узлов креп­ления.

4. Проверить наличие крепежных гаек и болтов и их затяжку. Гайки и болты должны быть затянуты пол­ностью, чтобы фланцы крышки и корпуса взрывонепроницаемой оболочки плотно прилегали по всему периметру, а в оболочке с кварцевым заполнением обеспечивалось на­дежное уплотнение прокладок.

Запрещается эксплуатация электрооборудования при отсутствии или неполной затяжке хотя бы одного болта или другого крепежного элемента.

5. Проверить исправность вводного устройства, а так­же наличие элементов уплотнения и закрепления кабеля. Ослабленные болты или гайки, которые служат для уп­лотнения резинового кольца и закрепления кабеля от выдергивания, необходимо подтянуть. Кабель не должен проворачиваться и перемещаться в осевом направлении.

6. Кабельные вводы, не используемые в эксплуатации, должны быть закрыты стальной или капроновой взрывонепроницаемой заглушкой заводской конструкции.

7. Если имеются устройства для облегчения открывания крышки, проверить их исправность и наличие специ­альных ключей к ним.

8. Проверить наличие пломб на электрооборудовании и надписей, указывающих включаемую установку (участок), величину уставки тока срабатывания реле максимального тока (номинального тока плавкого предохранителя).

9. Во взрывонепроницаемых оболочках, подвергшихся вскрытию, проконтролировать ширину щели (зазор) в плоских соединениях между наружными частями оболочки при нормальной затяжке крепежных болтов. Для контро­ля необходимо выбрать щуп толщиной на 0,05 мм боль­ше величины ширины щели (зазора), указанной в инструк­ции по эксплуатации электрооборудования (на чертеже безопасности). Проверку производить не менее чем в четы­рех точках, расположенных равномерно по периметру со­единения. Щуп не должен входить в проверяемую флан­цевую щель.

В оболочке с кварцевым заполнением проверить визу­ально, через смотровые окна, высоту защитного слоя за­полнителя. В неповрежденной оболочке минимальная до­пустимая высота защитного слоя заполнителя фиксирует­ся по верхним кромкам смотровых окон. В случае недо­статочной высоты слоя должна быть произведена его досыпка сухим заполнителем равномерно «под крышку».

Запрещается эксплуатация электрооборудования с не­достаточным уровнем защитного слоя заполнителя.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ

проводимых в электроустановках напряжением до 1200В в порядке текущей эксплуатации.

1.   Внешний     осмотр     электрооборудования,     проверка     взрывобезопасности     и заземления.

2.   Замена заземляющих проводников сети заземления.

3.   Отыскание утечки тока на землю без применения измерительных приборов.

4.   Смазка подшипников электродвигателей.

5.   Проверка блокировочных устройств.

6.   Замена датчиков в искробезопасных цепях.

7.   Замена кнопочных постов, звуковых сигнализаторов.

8.   Очистка, доливка электролита, проверка сопротивления изоляции, заряд тяговых аккумуляторных батарей в гараж - зарядных.

9.   Ремонт оборудования электровозов в гараж зарядных.

10.   Подвешивание кабеля в горных выработках.

11.   Очистка оборудования от пыли, влаги и грязи.

12.   Нанесение надписей на электрооборудование.

13.   Проверка    и     ремонт    устройств     и    схем    дистанционного    управления    с искробезопасными цепями управления.

14.   Обтяжка болтовых соединений на взрывобезопасном оборудовании.

15.   Другие работы на электрооборудовании без вскрытия оболочек.

Если при выполнении работ в порядке текущей эксплуатации возникла необходимость в других работах, не предусмотренных данным перечнем, то производитель (руководитель) работ обязан прекратить работы и обратиться к лицу надзора из числа электротехнического персонала (механик, зам. механика участка, механик смены) для получения распоряжения на производство работ в электроустановках, которое должно быть зафиксировано в оперативном журнале.

 

Порядок вскрытия оболочек электрооборудования в горных выработках.

 

Перед вскрытием электрооборудования электрослесарь обязан поставить в известность механика смены, а в его отсутствие горного диспетчера и сообщить ему: участок и наименование горной выработки, где производятся работы, концентрацию газа метана, наименование электроустановки, время начала работ, электрооборудование с которого снимается напряжение при выполнении данной работы, содержание работы, ФИО, квалификационные группы допускающего, руководителя работ всех членов бригады, ФИО, квалификационную группу работника выдавшего наряд или распоряжение. Механик смены, получив данную информацию, обязан оформить в оперативном журнале письменное распоряжение на выполнение работ. При отключении электроустановок, питающих аппаратуру системы АГК, электрослесарь дополнительно обязан поставить в известность оператора АГЗ. При отсутствии механика смены распоряжение оформляет горный диспетчер.

Вскрытие крышек электрооборудования производится после того, как выполнены в указанном порядке следующие технические мероприятия:

1.  произведены    необходимые    отключения    и    приняты    меры,    препятствующие ошибочному или самопроизвольному включению коммутационной аппаратуры;

2.   вывешены запрещающие плакаты на привода ручного и на ключи дистанционного управления коммутационной аппаратурой;

3.   проверено отсутствие напряжения на токоведущих частях, которые должны быть заземлены для защиты людей от поражения электрическим током;

4.  установлено    заземление    (включены    заземляющие    ножи,    или    установлено переносное заземление);

5.   ограждены, при необходимости, рабочие места или оставшиеся под напряжением токоведущие   части   и   вывешены   на   ограждениях   плакаты   безопасности,   в зависимости от компоновки оборудования токоведущие части ограждаются до или после их заземления;

Для предотвращения ошибочного включения коммутационных аппаратов, которыми снято напряжение, необходимо привода этих аппаратов заблокировать в положении «отключено» и если позволяет конструкция аппарата, запереть на замок. Ключи от замков должны находиться у руководителя работ. Допускается устанавливать замок на двери подстанции или камеры РПП, в которых установлено отключенное оборудование. Замки могут не устанавливаться при расположении аппарата в пределах видимости рабочего места либо при наличии постоянного или назначенного на время производства работ дежурного.

Вскрытие оболочек электрооборудования должно производиться после проверки правильности выполненных отключений, путем нажатия на кнопку «Пуск» отключенного механизма.

Проверка отсутствия напряжения должна производится указателем в электроустановках напряжением до 1200В между всеми фазами и между каждой фазой и «землей», а в электроустановках напряжением свыше 1200В - каждой фазы по отношению к «земле». Проверка должна производится в диэлектрических перчатках.

При ремонте крепления горных выработок кабели должны быть сняты с подвесок, уложены на почву выработки и надежно защищены от механических повреждений. Допускается снятие кабеля под напряжением в диэлектрических перчатках, при участии или наблюдении электротехнического работника с группой по электробезопасности не ниже 3.

При выполнении работ в электроустановках руководитель работ должен осуществлять контроль за газовой обстановкой с помощью переносных автоматических приборов.

При выполнении работ на исходящей струе воздуха, вскрытие оборудования должно производиться с разрешения и в присутствии должностного лица участка. При выполнении данных работ в выработках проветриваемых ВМП, ИТР должен сообщить горному диспетчеру перед вскрытием оборудования о необходимости выполнения данной работы и принятых мерах безопасности, а после выполнения работ - об их окончании. Горный диспетчер обязан сделать соответствующую запись в оперативном журнале.

Работы в электроустановках разрешается производить, если содержание метана в месте их производства не превышает норм, указанных в Правилах безопасности. В случае если концентрация метана превышает 0,5%, но не превышает предельно допустимую для данной выработки то перед вскрытием оборудования необходимо снять напряжение с питающего кабеля.

При содержании метана сверх установленных норм все работы должны быть прекращены, оболочки электрооборудования закрыты, испытательные схемы отключены от сети, о загазировании и принятых мерах должно быть поставлено в известность должностное лицо участка, а при его отсутствии - горный диспетчер. Возобновление работ допускается только после снижения концентрации метана до допустимых норм и разрешения должностного лица участка или горного диспетчера. Аппараты, питающие токоприемники, размещенные в загазированной выработке, должны быть отключены, их привода заблокированы. На приводах должен быть вывешен плакат «Не включать выработка загазирована»

После полного окончания работ руководитель работ должен проверить состояние заземления электроустановки, удалить бригаду с рабочих мест, снять установленные временные ограждения, переносные плакаты и заземления, проверить взрывозашиту электрооборудования и опломбировать его, если это требуется.

Полное окончание работы (закрытие наряда) оформляется руководителем работ записью в наряде и в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям. Руководитель работ должен не позднее следующего дня сдать наряд ИТР, выдавшему   его, который после проверки правильности заполнения ставит свою подпись о закрытии наряда.

После оформления окончания работ руководитель работы должен подать напряжение по согласованию с должностными лицами участка, проверить работу защит, аппаратуры контроля воздуха и метана и при положительных результатах проверки опробовать электрооборудование.

 

Регламентные работы на обслуживание проходческого комбайна.

 

Ежесменный       осмотр

Внешний ремонт осмотр проверка на холостом ходу исполнительного органа.

Заменить изношенные резцы на короне.

На корпусе комбайна очистить от штыба окна между гибкими листами и рамой комбайна, полости сопряжения гидроцилиндра поворота исполнительного органа и корпуса комбайна.

Проверить герметичность соединений гидросистемы, проверить уровень масла в гидробаке.

Прочистить или заменить засоренные форсунки для орошения. Просмотреть соединение труб и рукавов.

Проверить наружную оболочку кабеля питающего устройства управления электрооборудования. Проверить правильность его прокладки по выработке и отсутствие порезов, пробоев и других повреждений оболочки. Произвести детальный наружный осмотр взрывонепроницаемых оболочек электрооборудования. Проверить наличие табличек назначение знаков управления и вида взрывозащиты крепежа и его затяжку, охранных колец, элементов уплотнения и крепления кабелей.

 

При каких условиях работа комбайна запрещена?

 

1. работать исполнительным органом с поломанными кулаками коронки и изношенными или поломанными резцами.

2. работа гидросистемы при недостаточном уровне масла в гидробаке (ниже нижнего маслоуказателя).

3. изменять конструкцию фрикционных муфт в редукторах питателя и привода скребковой цепи.

4. заглублять коронку в породу на глубину более 600мм.

5. производить зарубку коронки в породу с помощью хода комбайна.

6. поворачивать опущенный стол питателя влево и вправо, не выровняв горную массу коронкой у основания почвы.

 

 

 

 

Регламентные работы по обслуживанию очистного комбайна.

Ежесменный осмотр

Проверить состояние надежности крепления крышек взрывобезопасных камер электрооборудования.

Проверить работоспособность гидросистемы перемещения, исполнительных органов, погрузочных щитов.

Проверить состояние штепсельного разъединителя РШВС, наличие болтов, их затяжку, наличие уплотнений.

Проверить состояние наружной оболочки силового кабеля и оросительных рукавов по всей лаве.

Проверить работоспособность кнопок управления и блокировочных кнопок «стоп»

Проверить наличие и состояние резцов на исполнительных органах.

Проверить состояние и работоспособность оросительного устройства на комбайне.

Проверить включение-выключение редуктора режущей части.

Проверить уровни масла в ваннах гидросистем перемещения исполнительных органов, редукторов режущей части.

Проверить работоспособность механизма подачи

Конвейерный транспорт

п.4.6.1. Ленточные конвейеры должны оборудоваться:

а) датчиками бокового схода ленты, отключающими привод конвейера при сходе ленты в сторону более 10% ее ширины;

б) средствами пылеподавления в местах перегрузок; в) устройствами по очистке лент и барабанов; г) устройствами, улавливающими грузовую ветвь ленты при ее разрыве, и устройствами, контролирующими целост­ность тросов в выработках с углом наклона более 100;

д) средствами защиты, обеспечивающими отключение привода конвейера, при превышении допустимого уровня транспортируемого материала в местах перегрузки, сниже­нии скорости ленты до 75% номинальной (пробуксовка), превышении номинальной скорости ленты бремсберговых конвейеров на 8%;

е)устройством для отключения привода конвейера из любой точки по его длине;

ж) тормозными устройствами.

з) средствами автоматического и ручного пожаротушения

п.4.6.2. Аппаратура автоматического или дистанционно­го автоматизированного управления конвейерными лини­ями кроме требований п.4.6.1. должна обеспечивать:

а) включение каждого последующего конвейера в ли­нии только после установления номинальной скорости движения тягового органа предыдущего конвейера;

б) автоматическое отключение всех конвейеров, тран­спортирующих груз на остановившийся конвейер, а в ли­нии, состоящей из скребковых конвейеров, при неисправ­ности одного из них отключение, кроме того, и впереди стоящего;

в) невозможность дистанционного повторного включе­нии неисправного конвейера при срабатывании электрических защит электродвигателя, неисправности механической части конвейера (обрыв или заклинивание рабочего или тя­гового органа), при срабатывании защит из-за затянувше­гося пуска конвейера, снижения скорости лент до 75% но­минальной (пробуксовка) и превышении номинальной ско­рости ленты бремсберговых конвейеров на 8%;

г)местную блокировку, предотвращающую пуск данно­го конвейера с пульта управления;

д)отключение электропривода при затянувшемся пуске;

е) двустороннюю телефонную или громкоговорящую связь между пунктами установки приводов конвейера и пультом управления;

ж) блокировку пуска конвейера при отсутствии давле­ния воды в противопожарном ставе:

з)блокировку пуска конвейера при снятом ограждении. Разработка новых систем и технических средств управ­ления шахтным конвейерным транспортом должна произ­водиться в соответствии с «Требованиями к автоматиза­ции шахтных конвейеров и конвейерных линий».

п.4.6.5. В выработках, оборудованных конвейерами, долж­ны быть безопасные переходы через конвейеры.

п.4.6.6. Запрещается;

а) ремонт, смазка движущихся деталей и очистка конвей­еров во врем их работы, работа при заштыбованном конвей­ере и неисправных роликах или при их отсутствии, невыпол­нении требований п.4.6.1, а также при касании лентой непод­вижных элементов конвейерного става или крепи;

б) перевозка людей, леса, длинномерных материалов и оборудования на неприспособленных для этих целей конвейерах.

Скребковые конвейера.

 

При обслуживании и эксплуатации скребковых конвейеров необходимо соблюдать требования «Правил безопасности в угольных шахтах» и других нормативных документах, в том числе:

Пуск конвейера должен осуществляться с обязательной автоматической подачей предупредительного звукового сигнала.

Не допускать управление конвейером с двух пультов управления.

Не допускать работу конвейера без орошения на перегрузочном пункте.

Не допускать работу конвейера без ограждающих кожухов на гидромуфтах.

Категорически запрещается заправка гидромуфт жидкостью под давлением из гидросистемы, заполнять гидромуфты маслом, водой, применять некалиброванные плавкие вставки. Температура плавления плавкой вставки составляет 910.

Не производить натяжение цепи конвейера при неисправном храповом механизме.

Не допускать использование скребковой цепи конвейера для подтягивания оборудования, негабаритных материалов.

Запрещается перемещение людей по ставу во время его работы.

Запрещается эксплуатация конвейера при незакрепленных приводных и натяжных станциях в соответствии с паспортом.

Не допускать погрузку на конвейер крупных кусков горной массы, которые могут заклиниться между бортами, а также доставка оборудования при отсутствии спецприспособлений.

Электрооборудование конвейеров должно быть заземлено.

Производить ремонтные работы конвейера только при отключенном и заблокированном пускателе с установкой предупредительного плаката «Не включать. Ремонтные работы»

 

Монорельсовый транспорт

Дорога монорельсовая ДМКЛ (далее по тексту - дорога) предназначена для механизированной доставки материалов, оборудования и людей при обслуживании подготовительных, очистных забоев и конвейерных линий, преимущественно при грузопотоках, не превышающих 15 тонн в сутки и людей до 15 человек за рейс.

 

Масса перевозимого груза (при перевозке грузов), кг, не более

при уклоне 60 8000

при уклоне 120 6000

при уклоне 180 4000

Количество посадочных мест, ед., не более

грузолюдской вариант                                                        16

Преодолеваемый уклон монорельсового пути, град                  +-18

Наибольшая масса груза допускаема на одну каретку, кг         2000

Минимальный радиус поворота монорельсового пути, м

в горизонтальной плоскости                                               6

в вертикальной плоскости                                                   15

При оборудовании перегрузочных пунктов в узлах сопряжения монорельсовых дорог между собой и другими видами транспорта, зазоры между габаритами подвижного состава должны быть не менее 0,7 метров, а проходы для людей должны устраиваться с обеих сторон выработки.

Расстояние между днищами подвижного состава и почвой выработки или расположенным на почве оборудованием должно быть не менее 0,4 м.

При перевозках крупногабаритного оборудования допускается с письменного разрешения главного инженера шахты уменьшение зазора между нижней кромкой перевозимого груза с почвой выработки или расположенным на почве оборудованием до 0,2 м при выполнении следующих условий:

· Скорость движения не более 1 м/с

· Сопровождение груза лицом технического надзора

· Выключение конвейера и механической блокировки его пускателя при доставке по конвейеризированным выработкам.

Посадочные площадки и выработки для монорельсовых дорог должны быть освещены.

Состав дороги должен быть загружен таким образом, чтобы между находящимися на смежных тележках грузами выдерживалось расстояние, обеспечивающее прохождение состава на закруглениях и перегибах пути, но не менее 0,3 м.

Запрещается передвижение людей по наклонной выработке во время работы в ней установленной  монорельсовой дороги.

Эксплуатация монорельсовых дорог запрещается:

· В выработках с неисправной крепью и при отсутствии требуемых зазоров по сечению выработки.

· При неисправности монорельсового пути, подвижного состава, тормозной системы, аппаратуры управления и сигнализации и средств связи.

Подвижной состав, приводная станция, натяжное устройство сцепки, сигнальные устройства, должны ежесменно перед началом работы осматриваться, а тормозная тележка – опробоваться включением ручного привода кондуктором дороги.

 

В случае резкого нагружения каната (самопроизвольное замедление движения или полна остановка привода) работа дороги должна быть немедленно прекращена для выявления причин и осмотра каната.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


Статистика

Пользователи : 1390
Статьи : 133
Просмотры материалов : 362169

Поделись с друзьями

_