Ремонт шахтных выработок
Ремонтом горных выработок называют работы по увеличению поперечного сечения выработок до размеров, соответствующих Правилам безопасности и паспорту крепления, по исправлению деформированной крепи, рельсового пути, конвейерного транспорта.
Основной причиной разрушения выработки является горное давление (вес вышележащей толщи пород), которое проявляется всякий раз, как только возникает возможность перемещения части пород. Разрушительному влиянию горного давления противостоит сопротивление самих горных пород, и сопротивление крепи, установленной в выработке.
Для правильного решения вопроса ремонта горных выработок необходимо знать причины, вызывающие деформации крепи.
Анализ деформаций горных выработок позволяет выявить следующие причины:
• качество ведения проходческих работ;
• деформации установившегося равновесного состояния породного массива;
• непрекращающиеся смещения породного массива;
• несоответствие технической характеристики крепи;
• воздействие внешних факторов, таких как выбросы пород, горные удары, ведение массовых взрывов.
Рассмотренные причины являются обобщающими, например, качество ведения работ включает: качество БВР, правильность установки несущих элементов крепи, качество установки расклинок и распорок, а также качество забутовки закрепного пространства и т. д.
за счет уменьшения степени деформации вмещающих пород.
Прежде чем приступить к работе по ремонту выработки, следует ознакомиться с паспортом ее перекрепления. При перекреплении горизонтальных выработок с электровозной откаткой выставляются световые сигналы на расстоянии не менее 80 м в обе стороны от места работы. Оборку кровли, замену затяжек, установку элементов крепи нужно производить с подвесного полка (в выработках большой площади сечения) или с передвижного помоста. Перед началом ремонта наклонных выработок необходимо установить выше места работ два прочных заграждения специальной конструкции, утвержденной главным инженером шахты: одно из заграждений устанавливается в устье выработки; другое - не выше 20 м от места работы. Вагонетки, поставленные под загрузку породой, должны быть закреплены специальными скобами за рельсы, без освобождения каната. Запрещается передвижение людей, не занятых ремонтом. В выработках с углом наклона свыше 18° ремонт производится только в одном пункте.
При перекреплении выработки с целью увеличения площади ее сечения или замены крепи, пришедший в негодность, не разрешается удалять одновременно более двух рам. Крепильщик должен вести работы в направлении, обеспечивающем безопасный выход к стволу, чтобы в случае завала находиться в защищенном месте.
При замене деформированных арок металлической крепи перед снятием соединительных хомутов и продольных стяжек под верхний сегмент подбивают ремонтины. Если отвинтить гайки ключом не удается, срубывают их зубилом. После снятия хомутов стойки арки осторожно отжимают ломом внутрь выработки. Вслед за удалением стоек выбивают ремонтины, поддерживающие верхний сегмент. Во избежание значительного вывала породы, деформированные арки заменяют по одной. Выпускают породу и расширяют выработку до требуемой площади сечения.
Породу выбирают сначала в верхней части выработки и сразу устанавливают временную деревянную крепь под защитой, которой возводится постоянная металлическая: вначале боковые, а затем верхние сегменты Свод выработки затягивают обаполами, пустоты за крепью забучивают породой. Вновь установленную раму соединяют стяжками с постоянной крепью выработки. Обособленные хомуты арочной металлической крепи подтягивают и следят за тем, чтобы они находились на расстоянии 100 мм от концов соединений.
К ремонтным работам предъявляются следующие требования:
• работы выполняются в направлении от ствола шахты (т. е. со стороны свободного выхода);
• должны быть обеспечены необходимым количеством крепежных материалов и инструментов;
• их выполнение должно удовлетворять требованиям Правил безопасности и технологического паспорта;
• ремонт и восстановление деформированной арочной крепи производится в шахтных условиях, если объем ремонта не требует использования сварочных и горячих работ, или на поверхности в шахтной мастерской, если для восстановления требуется электросварка или применение кузнечных и газорезных работ;
• демонтированная арочная крепь перед ремонтом подвергается тщательному внешнему осмотру с целью выявления дефектов;
• после каждого ремонта на верхней, двух боковых частях рамы выбиваются цифры, указывающие, который раз данная деталь поступает на ремонт и дату ремонта.